Каждый народ, заселявший Мальдивские острова, приносил с собой свою музыку. Постепенно разные культуры перемешивались - так родилась национальная музыка Мальдив. Исконно мальдивская музыка появилась позже, когда острова объединились в государство. Современные влияния тоже внесли свои коррективы в национальную музыку - некоторая усовершенствовалась и используется до сих пор, а некоторая сохранилась только как фольклорное наследие (ее можно встретить на фестивалях и в сценическом исполнении).
Как таковой “чистой” музыки в мальдивской культуре практически нет. Она вся сопровождается танцами и песнями. Если танец играет второстепенное значение, то говорят “музыка”, в противном случае - называют “танец”.
Фатиганду Джехан.
Это вечерняя музыка, с которой поются эпические песни. Одна из самых распространенных - История о султане, который отправился на поиски жены. Музыкант создает ритм ударами по жести, а участники поддерживают. У каждого участника имеется по 2 бамбуковых палочки, которыми он стучит в такт музыки и при этом танцует. Фатиганду Джехан родилась на Мальдивах.
Боду Беру.
Это музыка простых людей, которые раньше собирались после трудового дня и под эти вибрирующие ритмы отдыхали. Часто в песнях смешаны слова из разных языков, поэтому смысла никто не знает, а просто поют по памяти. Но современные песни исполняются на дивехи и часто встречаются в фестивалях и концертах. Музыкальные инструменты: барабан, колокольчик и “онуганду” - бамбуковая сопелка.
Музыку начинает барабан в медленном темпе, который постепенно ускоряется. Танцовщицы танцуют в такт и во время крещендо (пика) имитируют агонию, неистовство, словно в трансе. Ведущий певец поет песню о героических подвигах, сатирические, про романтические истории. Участники обычно одеты в саронг и белый халат с короткими рукавами. Боду Беру родом из Восточной Африки, там до сих пор используется похожая музыка и танцы.
Болималафа Нешан.
Эта музыка и танцы женщин. Раньше Болималафа Нешан применялся для подношения даров султану. Женщины, одетые в разноцветные яркие платья, которые предварительно окуривались фимиамом, несли корзину с красиво упакованными подарками. При этом они пели и в такт музыке танцевали, разделяясь на группы по 4 -6 человек. Каждая группа под музыку предлагала султану подарок. Теперь султанов нет, но танец остался и его можно увидеть на сцене или во время праздников. Болималафа Нешан изобретен на Мальдивах.
Тхара.
Это музыка арабского происхождения, она до сих пор еще практикуется в странах Персидского залива и Аравийского полуострова. Изначально она исполнялась на арабском языке, но теперь - все больше на дивехи. Музыка имеет религиозный уклон, в ней принимают участие только мужчины, 22 человека. Она раньше использовалась в различных религиозных обрядах. Но теперь это просто развлечение. В ней есть пение и танцы. Мелодия начинается медленно и протяжно, постепенно увеличивая темп. Исполнители располагаются в два ряда друг против друга. Одежда участников - белый саронг или рубашка и зеленый шарф на шее.
Ланджири.
Это вариации для молодежи на тему “Тхара”. Ланджири разработал султан Самсуддин ||| (20 век). Этот танец исполняется со специальными посохами Ларджини Дханди - на верхушке прикрепляется яркий искусственный цветок. Этими посохами участники изображают разные символы, при этом танцуя. Сопровождается танец песнями, которые задают ритм. Его используют “для разогрева” перед другими развлечениями.
Маафати Нешан.
Танец похож на Ларджини, только исполняется женщинами и вместо посохов - яркие ленты с цветами, которыми танцовщицы создают узоры и фигуры.
Гаа Оди Лава.
Эта музыка родилась на Мальдивах. И предшествовала ей одна история: султан Мохаммед Имадудин 1 (начало 17 века) решил построить защитный барьер вокруг острова Мале. Для этого собрали гребцов (Оди), которые должны были перевозить коралловые камни (Гаа) и сооружать из них волнорезы вокруг острова. По окончании работы, султан захотел одарить рабочих и выставил во дворе дворца большой сундук с подарками. Гребцы пришли к султану засвидетельствовать свое почтение и выразить радость. Они пели и танцевали во дворе дворца со своими веслами, постепенно выстраиваясь кольцами вокруг сундука. А когда все собрались и ритм музыки достиг пика, сундук открыли - это вызвало новую волну песен и танцев. Вот так и родился Гаа Оди Лава - танец “гребцов за камнями”. Раньше песни пели на арабском языке, теперь поют на дивехи и вместо весел используют специальные палки.
Денди Джехан.
Аналог “Малика Данди” с острова Миникой. Исполнение может варьироваться в каждом атолле. Обычно, главный певец поет песни, а остальные подпевают и ходят в такт. У каждого участника есть длинная палка “Денди”, которой постукивают об палку соседа, поддерживая ритм. Иногда музыка усиливается тамбуринами и барабанами. Участники одеваются в белую одежду, обвязывая голову белой лентой.
Бандия Джехан.
Его исполняют только молодые женщины. Танцовщицы бьют в металлические бубны, и на пальцы надевают металлические кольца для усиления звука. Дополнительно, им могут подыгрывать на барабане и гармонике. Бандия Джехан родом из Индии, где по сей день сходный танец актуален.
Кадха Маали.
Это ритуальный танец и сохранился он только на атолле Тиладунмати. Начинается музыка с громкого стука барабанов и “кадха” (инструмент, состоящий из медных пластин и стержней, по которым стучат). Собирается много участников в костюмах злых духов “Маали”. Танцующие обходят остров по кругу, во главе с советом старейшин. Начинается ритуал поздно ночью и продолжается до полуночи. Обряд длится 3 дня. Его применяли раньше для того, чтобы отпугнуть злых духов и изгнать их с острова. Теперь танец используется редко, только в случае очень тяжелых заболеваний или напастей. Но, в основном его можно увидеть на сцене и фестивалях.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий